Совершенно просто так — давно Розанова не читала — взяла с полки сборник "Иная земля, иное небо..." Не перечитывала правда сто лет, уж и забыла, что там. Открыла где попало (люблю так толстенькие книжки открывать — на чем откроется).
читать дальше"Город тополей и старых святынь, напоенный океаном степного воздуха почти на тысячу верст кругом, — в углу, где сходятся племена великороссов, малороссов и поляков, с их особою психикою и своей у каждого физиономией, — не столица и вместе несколько столица. Киев есть самый прелестный город России. В нем нет той тяжеловесности и угрюмости, как в Москве, до излишества трудившейся в делах "собирания Руси"; нет легкомыслия и поверхностности Петербурга, его скуки, серости, тоскливости, бессолнечности; Варшавы он несравненно чище, изящнее, занимательнее; о прочих городах наших что же и говорить? Киев весь гармоничен, светел какою-то прекрасною душевною светлостью, умен без тяжеловесности, весел без скандала, шумен без оглушения. Он всегда будет надеяться, никогда не придет в отчаяние; в Киеве, я думаю, менее всего совершается самоубийств, и они как-то "на ум не идут"... Он весь почему-то и как-то не грязен; а это так присуще вообще городам и особенно большим...
Планета Земля крепко держит человека в своих объятиях; в этой планете есть золотые кусочки. Такой "золотой кусочек" — и Киев. Я думаю, если через две-три тысячи лет Россия будет умирать, то тоскливо подумает: "Пойду-ко в Киев"; "если и не отживу там, то в Киеве легче умереть, чем где-нибудь". Киев всегда надо беречь, "на остаточек", "на кончик". Долго-долго спустя после "теперь", в эпоху совсем иную, несбыточную и невероятную для "теперь", Киев станет необыкновенно дорог".
(В сборнике объединены путевые очерки Розанова, и вот у меня открылось на "Киеве и киевлянах".)