А интересно, только мне одной во всей ойкумене чудится вот в этом: "Гомофобный закон недопустим потому, что сейчас-то они взялись за геев, а потом, глядишь, и за остальных примутся" оттенок вот этого: "Сейчас этот мерзкий мальчишка всего лишь кошек мучает, а вырастет — и людей может начать убивать"?..
И, кстати, по поводу этого знаменитого немецкого высказывания. Собственно, и там этот смысл ведь имеется. Получается, что человек упрекает себя за то, что он молчал, когда пришли за коммунистами-евреями, только потому, что теперь за него некому заступиться. Понимаешь? Не потому, что это было плохо само по себе, что он за них не заступался. А потому, что теперь ему самому от этого хуже. Т.е. если бы за ним не пришли, то и ничего, пусть бы коммунистов, евреев и прочих забирали.
Мне это высказывание тоже всегда казалось странным. Вернее, казалось странным, что, так часто цитируя его, никто, опять же, как бы не видит в нем вот этого оттенка.
"Мы решили собрать все, что нас тревожит, пугает, в документе, который называется "Нравственная хартия" (ТМ), в общем.
Получается, что человек упрекает себя за то, что он молчал, когда пришли за коммунистами-евреями, только потому, что теперь за него некому заступиться. Понимаешь? Ну а как это еще понимать?
Вернее, казалось странным, что, так часто цитируя его, никто, опять же, как бы не видит в нем вот этого оттенка. Почему не видит? Это высказывание, на мой взгляд, противостоит высказыванию "меня это не касается", вон и на луркморе так объясняют.
Ну да, люди склонны прозревать как правило в тот момент, когда жизнь берёт их за афедрон. Но пусть уж их афедрон служит предостережением для последующих поколений, которые, задумавшись о причинах хватки за афедрон, будут как-то эти причины изводить. Может быть даже с позиции высокой нравственности.
Во-первых, можно понимать, что это плохо само по себе, но бояться вмешиваться, думая "Да, так нельзя, но если промолчу, уцелею". Это высказывание адресовано таким людям, оно напоминает, что и так не уцелеешь, особенно если сам принадлежишь к меньшинству. Во-вторых, можно не понимать, что это плохо само по себе (скажем, человек искренне считает, что геи или евреи сами виноваты). И таким людям, если они относятся к какому-либо меньшинству, тоже адресовано это высказывание — оно напоминает тогда, что меньшинствам лучше держаться вместе, тогда людей, которые к ним относятся, не так уж мало.
Ты про реальную политику, да. Когда для достижения цели приходится сотрудничать с разными, подчас не очень приятными тебе людьми...
(Это я так задержалась с ответом на твой предыдущий комментарий.))
И я согласна с тем, что ты написала. Я зря восприняла с точки зрения морали то высказывание, которое лежит в плоскости политики.