воскресенье, 13 ноября 2011
Сегодня в Пушкинском заканчивается выставка Дали. Последний день.
А вот как она начиналась.) www.newstube.ru/Media.aspx?mediaid=A31A188B-9B3...Мы сходили в эту среду. Всё никак выбраться не могли, вот и дотянули почти до закрытия. Хотя, может, так и лучше.)
Фотографировать было нельзя, но, вообще говоря, снимки с выставок редко получаются, особенно если там столько народу (о, эта обвивающая собою музей очередь!): попробуй сними так, чтобы в объектив попал собственно экспонат, а не головы зрителей... Так что нижеследующие картинки я просто находила в интернете.
Картины буду выкладывать в соответствии с хронологией их создания. На выставке, как и было сказано в телесюжете, хронологический принцип не соблюдался. Уж не знаю, почему организаторы приняли такое решение. Выглядело это, надо сказать, довольно странно: вот висит работа 20-го года, потом 21-го, потом вдруг почему-то портрет Галы (54 год), а следом "Барселонский манекен" 26-го... Всё смешалось, короче говоря. Не, я буду по порядку. Так как-то удобнее. И нагляднее. И привычнее.)
Я про всё, что там выставлялось, не буду, конечно. Это было бы многовато. Я только про некоторое.)
читать дальшеНачну с "Портрета бабушки Аны за шитьем". Это самая ранняя из представленных у нас картин (1920, то есть автору 16) и одна из самых моих любимых. Дали вспоминал, что когда он в детстве заболевал ангиной (а болел часто), бабушка приходила его навещать. А у него был жар, высокая температура, и он ее, бабушку, и вообще всё окружающее вот так и видел, как на картине изобразил, — в некоей расплывчатости.

Еще одна любимая мною работа — "Вид Кадакеса с обратной стороны". Мне очень нравится эта "обратная сторона".) Это 1921 год, тут Сальвадору Фелипе Хасинто уже 17, вот уже какой большой.)) Сияющий Кадакес, самое любимое место на свете.

А это, пожалуй, самая известная ранняя картина, "визитная карточка" раннего Дали — "Автопортрет с рафаэлевской шеей" (тоже 1921). Старых мастеров, в т.ч. и Рафаэля, Дали, как известно, любил, ценил и почитал изо всех сил.

Более поздний период, который принято называть "периодом Лорки", представлял "Барселонский манекен" (1926). 1926 год — это самый разгар дружбы Лорки и Дали; в этом году Л. пишет "Оду Сальвадору Дали". Вообще эти годы — 1924, 25, 26, 27 — время интенсивного взаимовлияния, взаимообмена между ними. Образ Лорки появляется на многих картинах этих лет, иногда явно, иногда скрытно, как здесь: вот этот красный силуэт справа, красная голова — это явно голова Лорки; Дали будет часто этот абрис повторять, воспроизводить в эти годы. Очень характерны для этого периода и рыбки, они постоянно присутствуют и на рисунках Лорки, и у Дали.

Дальше пошла уже эпоха Галы. 1934 год, "Портрет Галы с двумя бараньими ребрышками, удерживающими равновесие на ее плече". Очаровательно маленькая картинка вот в такой богатой раме.) Автор объяснял, что это он, возможно, испытывал подсознательное желание съесть ее, Галу. Потому и написал ее с вкусными ребрышками. Прямо-таки какой-то осенний каннибализм, честное слово. Здесь едят! Съедают-съедают-съедают! (с) А еще он рассказывал: "Я сам себя много раз рисовал в детстве с сырым ребрышком на голове, пытаясь при помощи этого символа растолковать моему отцу, что ему лучше бы грызть ребрышко, чем собственного сына".

А вот эти черно-красные "Странности" 1935 года я вообще впервые увидела. Даже и не имела понятия об их существовании.) Справа — фирменные далианские мягкие часы. "Никто не обращает на это внимания, а ведь стрелки на моих часах всегда показывают точное время", — как-то так он однажды сказал. Ну вот, обращаю внимание: здесь стрелки показывают без пяти... кажется, восемь? Или семь? Ну в общем, без пяти.))

Очень понравились "Женские фигуры, воспроизводящие шхуну в движении" (1940). Их-то я раньше видела, но в оригинале посмотреть — это ж другое дело.)

Вообще что там говорить, подлинники есть подлинники. Вот, например, я просмотрела множество репродукций "Тройного появления лица Галы" (1945), но ни одна из них в полной мере не передает той нежности, с которой Д. любимую женщину писал. Сама нежность эти три портрета на камнях, правда.

1947, "Внутриатомное равновесие лебединого пера". Наукой Дали интересовался с юности. "В круг своих научных интересов Дали включает математику и оптику; ...он анализирует квантовую теорию Макса Планка, ...сотрудничает с математиком князем Матилой Гика, к которому обращается за помощью во время работы над картиной "Атомная Леда" ... На этом этапе (с 1940 по 48 год, когда он безвыездно живет в США) его интересуют вопросы, касающиеся ядерного синтеза и расщепления атомного ядра". (Из работы "Сальвадор Дали. "Автопортрет", которую в качестве предисловия к каталогу выставки написала Монсе Агер-и-Тешидор, директор Центра изучения творчества Дали). Вот, "Внутриатомное равновесие..." — один из примеров этого интереса.

А это Елена Дмитриевна Дьяконова-Дали образца 1954 года:

Дальше хочется показать этюд к "Галлюциногенному тореро" (это уже 1968-70 годы). Этюд в каком-то смысле не менее интересен, чем сама знаменитая картина — интересно посмотреть этап работы. Тут тореро еще не слишком галлюциногенный.))

Замечательное полотно под названием "Рассвет, полдень, закат и сумерки" (1979) — одна из многочисленных (хочется сказать бесчисленных) далианских вариаций на тему картины Жана Франсуа Милле "Анжелюс". Не в силах репродукция передать, как светятся эти фигуры — каждая своим, разным светом...

А это картина без названия.) Нет, ну ее называют "По мотивам "Головы Джулиано Медичи" Микеланджело". Но это, видно, уже потом ее так назвали. Потому что надо же было ее как-то определять. Аудиогид интересно рассказывал про игру пространствами: реальное пространство — поле, деревья — внутри головы и типично далианская фантасмагорическая пустынность со странными предметами и фигурами — снаружи.

И последнее, что хотелось показать, — "Три знаменитые загадки Галы" (1982). Дали закончил ее за несколько недель до смерти жены; ему в тот год исполнилось 78.

25 картин — не слишком много. Но это больше, чем когда-либо у нас выставлялось — и вполне достаточно, чтобы увидеть все далианские этапы, все периоды: импрессионизм и кубизм, и реализм, и сюрреализм, и магический реализм... Мне он, Дали, интересен и близок в любой ипостаси.
Кроме живописи, из Фигераса нам привезли целый зал графики и рисунков. В основном это книжные иллюстрации. О них я собираюсь написать позже, отдельно. А здесь скажу два слова: "Они замечательны") и покажу одну картинку к Дон Кихоту (1945):

Помимо произведений,) там еще были фотографии. Двумя из них я и хочу закончить. Они известные, ну и пусть.
С сестрой, Кадакес, весна 1925-го.

С Лоркой, там же, тогда же.

...До свиданья, дон Сальвадор. Приезжайте к нам еще.
@темы:
Дали,
выставки
А я вот уже не помню, когда мы с тобой на него последний раз ходили, сколько там было картин? Ой, потом там какие-то скульптуры были, помнишь? И восковая статуя самого Дали у рояля.. это я хорошо помню! Он был в чем-то атласно-желтом..))
Конешно, где уж нам до вас. Если вы помните, как в коляске лежали, так уж Сальвадора Фелипе Хасинто в желтом атласе тем более...