В сборнике Розанова "Во дворе язычников" моя любимая статья -- "Как Стефан Пермский срубил "прокудливую березу" и как началось на Руси пьянство". Статья нашлась в Сети, чему я очень обрадовалась и утащила ее сюда к себе. Там важные вещи сказаны.

..."Золотой фон" картин, т.е. более или менее обширных сцен из действительности, сближен с позолоченным иконостасом византийских храмов и, наконец, — с золотыми или позолоченными ризами на образах. И золотой этот фон, которым замещены небо и воздух, показывает общую тенденцию византийской церкви, как эта церковь сложилась к десятому веку, когда ее принял русский народ, — заместить собою все для человека, стать для него "универсом", закругленностью, завершенностью, которая самодовлеет и ни в чем не нуждается. Выкинуты небо и солнце оттого, что они очаровывают, что их любит человек...

...Но "Слово о полку Игореве" — это как бы Пушкин ранней России. И на месте его Византия воздвигла "Киевский Патерик", где кто-то кого-то искушал и кто-то чем-то не соблазнился, и вот что он не соблазнился и воздержался — это для всей России должно было стать интереснее войны с половцами, и песен Баяна, и плача Ярославны!

Россия сжалась, высохла. Народ — молоденький, ему по возрасту 12 лет: но он обязан был сгорбиться, покрыться морщинами, начать хотя бы искусственно кашлять и прихрамывать. И это такая "суть" России до Петра, которая важнее сотен страниц, где Соловьев или Карамзин разъясняют по рубрикам их разницу.

Все — второстепенное, это — главное. Главное — старость, обязательный образ старости, устав старости.

Явно, что народ, в сущности, с юными силами задыхался под этим. На Западе Шекспир — у нас "Патерик"; на Западе Колумб плывет в Америку, Коперник рассматривает небо — у нас "Патерик"; там турниры — у нас опять "Патерик". "Патерик" — и ничего, кроме "Патерика". Народ стал забывать сказки, народ стал забывать свои песни. Все это едва терпелось, терпелось не на виду, под спудом. "На виду" — только Патерик. Наконец стал перерезываться или, точнее, перетираться пульс самой сказочности и песенности: "не хочется" читать "Слово о полку Игореве" и также "не хочется" слушать сказку, слушать песню: ибо в душе зародились мотивы все "слезные", все "хромающие". И затянул народ "горькую"...


Статья полностью:
читать дальше

@темы: церковное