читать дальшеСкульптура "Падший ангел" (El Angel Caído) в мадридском парке Ретиро. Автор этой бронзовой статуи -- Рикардо Бельвер (Ricardo Bellver). Создана она была в 1874 году, по заказу герцога Фернана Нуньеса. Многие тогда протестовали против этого памятника Сатане. Но вот, тем не менее, он благополучно стоит уже более ста лет. И собирает вокруг себя туристов, естественно: такая скульптура практически единственная в мире.
читать дальше
Вокруг пьедестала располагаются еще вот такие разнообразные виды дьяволов. Из каждого бьет по три фонтанчика.)
...Я вот думаю, повлияла ли как-то эта статуя на стихотворение Лорки под названием "Встреча" (Encuentro), где он рассказывает, как встретился с дьяволом. Только этот дьявол был совсем не похож на библейского. Это был грустный юноша в белых одеждах, "похожий на легендарного эфеба". Он рассказал, что христиане оклеветали его, что те демоны, которые чудятся людям, -- это они сами, это отражение, проекция их дел. Они сами -- худшие враги для себя самих.
Само стихотворение здесь не привожу, оно длинное, перевода его не существует. Пересказывать же стихи невозможно, а уж Лорку невозможно совершенно.)) Поэтому просто вот так коротЕнько изложила основной смысл. Может быть, как-то скульптура и повлияла. Не знаю, когда написано стихотворение, но мне кажется, что это похоже на 20-й год. Если это так, то Лорка уже жил в Мадриде и, разумеется, паркового Падшего ангела видел не раз. Хотя образ у Л. другой, конечно. Не яростное отчаяние, а грусть, к которой автор чувствует una infinita compasiòn -- бесконечное сострадание, и юная красота.