На днях ВЦИОМ опубликовал результаты исследования, показывающего отношение наших соотечественников к проблеме происхождения жизни на Земле. Данные эти поражают воображение: едва ли не половина опрошенных граждан России (44%) разделяют идею божественного сотворения мира, а чуть более четверти (26%) убеждены в том, что никакого развития совершенного и законченного в своей основе мира не происходит. Очевидно, эта ситуация не уникальна — если копнуть в других областях знания, скорее всего, откроются бездны не менее зияющие.
Одна из причин подобного (будем называть вещи своими именами) вопиющего невежества — в исторической ориентации отечественного читателя на художественную литературу. И это мало зависит от интеллектуального уровня: на протяжении ста с лишним лет разного рода фикшн настолько плотно подменял собой и политологию, и социологию, и историю, и даже сексологию с философией, что привычка ассоциировать слово «читать» со словом «худлит» въелась в плоть и кровь едва ли не каждого — даже самого эрудированного и просвещенного — читателя.
Вот это абсолютно точно. Во всяком случае, представление об истории черпается уже, кажется, исключительно из исторических романов, а то и из худфильмов. Всё нехудожественное воспринимается как что-то скучно-занудное. То есть люди живут в мире симулякров, художественных образов. И уже, кажется, перестают отличать реальность -- реальное, пусть давно случившееся событие; реального, пусть давно жившего человека -- от художественных образов, созданных романистами (или сценаристами с режиссерами).
Можно ли как-то переменить эту ситуацию -- я не знаю. Если людей она устраивает -- а она их, судя по всему, устраивает, им в этом мире вполне уютно, -- то что же тут сделаешь? Можно завалить прилавки научно-популярной литературой -- ее просто не будут читать, вот и все...