Перевела отрывок из интересной работы Грегорио Моралеса (Gregorio Morales) под названием "Гарсиа Лорка и квантовая эстетика". Эта лекция была прочитана в юбилейном июне 1998-го, в Гранаде.
читать дальше…в своей лекции «Воображение, вдохновение, освобождение» Лорка утверждает превосходство вдохновения над реальностью; и, в свою очередь, реальность для него превосходит воображение: «Это всякий раз выявляет борьба между научной явью и вымышленным мифом - борьба, в которой, благодарение богу, побеждает наука, в тысячу раз более лиричная, чем теогонии».
Мы еще вернемся к этому утверждению, удивительному для человека, который, несомненно, очень любил мифы, что ясно показывает его творчество. Сейчас мы сосредоточимся на вышеупомянутой градации, которая, если идти от низшего к высшему, такова: воображение, реальность, вдохновение. Гонгора может служить, по мнению Лорки, примером поэзии воображения; Сан Хуан де ла Крус – поэзии вдохновения или особождения (он употребляет, без различия, и то и другое определение). В конечном счете, вдохновение, вершина всего этого процесса, предполагает для Лорки:
-- разрыв с контролем логики;
-- связь с другой, отличной реальностью: «перенестись в миры девственных чувств, окрасить свои стихи космическими красками»;
-- "Бегство" от действительности по дороге сна, по дороге подсознания»;
-- «Поэзия, освободившаяся от действительности воображения, не подчиняется законам безобразного и прекрасного в нынешнем их понимании, она входит в удивительную поэтическую реальность, полную любви, а порой и пронзительной жестокости";
-- «Вдохновение напрямую атакует разум и естественный порядок вещей».
Однако оказывается, что все эти черты свойственны квантовой эстетике, являющейся следствием изучения атомного ядра, или юнгианским исследованиям в области психологии. Дело в том, что в то время, когда Гарсиа Лорка перечисляет характерные признаки вдохновения, в мире совершаются основные открытия в области ядерной физики, фундаментальные основы которой, как мы знаем, были окончательно сформулированы в 1927 году, то есть за год до того, как Лорка произнес эти слова. Так, когда он говорит, что вдохновение полностью порывает с контролем логики, мы не можем не вспомнить, что квантовая физика, посредством экспериментов таких ученых, как Эспект (1982), который подтверждает парадокс Эйнштейна, Подольского и Розена (1935), разрывает с логикой случайности, устанавливая, в мире частиц, глубокие непричинные связи.
Таким образом, например, подтверждается, что может существовать мгновенная связь между самыми отдаленными местами вселенной. Юнг переносит это на повседневную жизнь, называя синхронистичностью. Более того, если верить экспериментам Эспекта, открывается теоретическая возможность путешествий в прошлое. Нет, это не научная фантастика! Это просто выводы современной науки.
Разве не прямая атака «на разум и обычный порядок вещей» то, что фотон может быть в двух местах одновременно и что он способен быть сразу и волной, и частицей, … что он может предвидеть столкновение с препятствием и расщепляется за несколько мгновений до этого, чтобы потом материализоваться снова; что не существует разделенности и всё, включая нас самих, ... представляет собой вибрирующие волны?
Если воображение, говоря словами Лорки, связывает нас с иной реальностью, чтобы мы могли «перенестись в миры девственных чувств» и «окрасить свои стихи космическими красками», не то ли же самое делает квантовая физика? Ее мир, как мы кратко продемонстрировали, абсолютно иной по сравнению с нашим, и в нем, кроме того, всё кажется новым, полным этих космических ощущений, о которых говорит Лорка, неоднократно упоминающий другие миры: “en los ojos inocentes de los otros sistemas”, soy “un pulso herido que ronda las cosas del otro lado» («в безвинных глазах неизвестных миров», «стон - на стоны иного мира, боль - на боль вселенной соседней».
Этот другой мир такие физики, как Паули и такие психологи, как Юнг, связывали с бессознательным. Иными словами, всё, от поведения человека до поведения мельчайших частиц, управляется энергетическими полями или архетипами. В них, в той же самой форме, на которую указывают слова Лорки, безобразное и прекрасное, как мы их понимаем, разбиваются вдребезги, и нам открывается высший порядок красоты и неотразимого очарования, где законы обычного мира аннулированы. Это та самая красота, которой добиваются ядерные физики, разрабатывая свои теории… Такой известный физик, как Стивен Вайнберг, утверждает: «Когда мы изучаем по-настоящему фундаментальные проблемы, мы надеемся найти красивые ответы. Если мы спрашиваем, почему мир такой, какой он есть, а потом -- почему ответ таков, каков он есть, то в конце цепочки объяснений мы находим несколько простых принципов неотразимой красоты. Думаем, что это происходит отчасти благодаря тому, что наш исторический опыт учит, что когда мы ищем под поверхностью вещей, то находим каждый раз всё большую красоту". … Конечно, здесь имеется в виду не пошлая красота,.. но нечто, что, как умел видеть наш поэт, возникает из соседства с ужасом, с подсознанием, с хаосом.
Перевод корявоватый,
ну да потом можно будет подправить. Когда еще напереведу.)
А вот это "под поверхностью вещей" -- на самом деле абсолютно лоркианское.
читать дальше…в своей лекции «Воображение, вдохновение, освобождение» Лорка утверждает превосходство вдохновения над реальностью; и, в свою очередь, реальность для него превосходит воображение: «Это всякий раз выявляет борьба между научной явью и вымышленным мифом - борьба, в которой, благодарение богу, побеждает наука, в тысячу раз более лиричная, чем теогонии».
Мы еще вернемся к этому утверждению, удивительному для человека, который, несомненно, очень любил мифы, что ясно показывает его творчество. Сейчас мы сосредоточимся на вышеупомянутой градации, которая, если идти от низшего к высшему, такова: воображение, реальность, вдохновение. Гонгора может служить, по мнению Лорки, примером поэзии воображения; Сан Хуан де ла Крус – поэзии вдохновения или особождения (он употребляет, без различия, и то и другое определение). В конечном счете, вдохновение, вершина всего этого процесса, предполагает для Лорки:
-- разрыв с контролем логики;
-- связь с другой, отличной реальностью: «перенестись в миры девственных чувств, окрасить свои стихи космическими красками»;
-- "Бегство" от действительности по дороге сна, по дороге подсознания»;
-- «Поэзия, освободившаяся от действительности воображения, не подчиняется законам безобразного и прекрасного в нынешнем их понимании, она входит в удивительную поэтическую реальность, полную любви, а порой и пронзительной жестокости";
-- «Вдохновение напрямую атакует разум и естественный порядок вещей».
Однако оказывается, что все эти черты свойственны квантовой эстетике, являющейся следствием изучения атомного ядра, или юнгианским исследованиям в области психологии. Дело в том, что в то время, когда Гарсиа Лорка перечисляет характерные признаки вдохновения, в мире совершаются основные открытия в области ядерной физики, фундаментальные основы которой, как мы знаем, были окончательно сформулированы в 1927 году, то есть за год до того, как Лорка произнес эти слова. Так, когда он говорит, что вдохновение полностью порывает с контролем логики, мы не можем не вспомнить, что квантовая физика, посредством экспериментов таких ученых, как Эспект (1982), который подтверждает парадокс Эйнштейна, Подольского и Розена (1935), разрывает с логикой случайности, устанавливая, в мире частиц, глубокие непричинные связи.
Таким образом, например, подтверждается, что может существовать мгновенная связь между самыми отдаленными местами вселенной. Юнг переносит это на повседневную жизнь, называя синхронистичностью. Более того, если верить экспериментам Эспекта, открывается теоретическая возможность путешествий в прошлое. Нет, это не научная фантастика! Это просто выводы современной науки.
Разве не прямая атака «на разум и обычный порядок вещей» то, что фотон может быть в двух местах одновременно и что он способен быть сразу и волной, и частицей, … что он может предвидеть столкновение с препятствием и расщепляется за несколько мгновений до этого, чтобы потом материализоваться снова; что не существует разделенности и всё, включая нас самих, ... представляет собой вибрирующие волны?
Если воображение, говоря словами Лорки, связывает нас с иной реальностью, чтобы мы могли «перенестись в миры девственных чувств» и «окрасить свои стихи космическими красками», не то ли же самое делает квантовая физика? Ее мир, как мы кратко продемонстрировали, абсолютно иной по сравнению с нашим, и в нем, кроме того, всё кажется новым, полным этих космических ощущений, о которых говорит Лорка, неоднократно упоминающий другие миры: “en los ojos inocentes de los otros sistemas”, soy “un pulso herido que ronda las cosas del otro lado» («в безвинных глазах неизвестных миров», «стон - на стоны иного мира, боль - на боль вселенной соседней».
Этот другой мир такие физики, как Паули и такие психологи, как Юнг, связывали с бессознательным. Иными словами, всё, от поведения человека до поведения мельчайших частиц, управляется энергетическими полями или архетипами. В них, в той же самой форме, на которую указывают слова Лорки, безобразное и прекрасное, как мы их понимаем, разбиваются вдребезги, и нам открывается высший порядок красоты и неотразимого очарования, где законы обычного мира аннулированы. Это та самая красота, которой добиваются ядерные физики, разрабатывая свои теории… Такой известный физик, как Стивен Вайнберг, утверждает: «Когда мы изучаем по-настоящему фундаментальные проблемы, мы надеемся найти красивые ответы. Если мы спрашиваем, почему мир такой, какой он есть, а потом -- почему ответ таков, каков он есть, то в конце цепочки объяснений мы находим несколько простых принципов неотразимой красоты. Думаем, что это происходит отчасти благодаря тому, что наш исторический опыт учит, что когда мы ищем под поверхностью вещей, то находим каждый раз всё большую красоту". … Конечно, здесь имеется в виду не пошлая красота,.. но нечто, что, как умел видеть наш поэт, возникает из соседства с ужасом, с подсознанием, с хаосом.
Перевод корявоватый,

А вот это "под поверхностью вещей" -- на самом деле абсолютно лоркианское.
@темы: FGL